УМПО
УМПО

История предприятия

 "Как все начиналось"

    Дата рождения предприятия – 17 июля 1925 года. В этот день Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26. 
 
В 1931-м в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов, в 1935-м был собран первый двигатель из уфимских деталей.
   К 1940-му году УМЗ имел все необходимое для выхода производства на полную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером рыбинского завода № 26 по производству авиационных моторов М-105 (до начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить 675 штук М-105). 
   В начале войны на площади уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 года рыбинский моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы и два уфимских завода: моторный (384-й) и дизельный (338-й) - объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединенных заводов и получило номер головного – 26-й. В дальнейшем оно переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом «УМПО».
   Первым мотором, выпущенным в Рыбинске, стал поршневой М-17. Дальнейшее его совершенствование и разработка различных модификаций осуществлялась заводским СКБ под руководством А.П. Ро. Моторы этого типа, выпускавшиеся в течение 11 лет, устанавливались на 23 типах и
модификациях самолетов, в том числе на 18 серийных. Помимо самолетов, М-17 применялся на танках.

 
"Один из первых - для Победы"

  В 1936 году завод впервые награжден орденом Ленина за выдающиеся заслуги по укреплению обороноспособности страны и освоение новой техники.  

    В этом же году началось серийное производство мотора М-100, положившего начало целой серии: М-103, М-105, М-106, М-107 и других, предназначенных для 58 типов и модификаций самолетов. Если мощность М-17 и его модификаций составляла от 500 до 730 л.с., то в семействе «сотых» впервые были достигнуты показатели от 750 до 1850 л.с. Индекс «М» впоследствии заменен на «ВК» – по инициалам руководителя ОКБ Владимира Яковлевича Климова. Семейство «сотых» изготавливалось заводом 10 лет, в том числе и в Великую Отечественную войну. 
    За годы войны завод выпустил более 51 тысячи моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова и других. На каждом третьем боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой.

   В 1945 уфимский завод награжден орденом Красного Знамени за выполнение заданий правительства по производству авиационных двигателей.

 


"Шаг в сторону реактивности"
 
   В первый послевоенный год – год коренного перелома в области авиастроения и начала эры реактивной авиации – предприятие одним из первых в отрасли приступило к производству реактивных двигателей РД-10А, применявшихся на истребителях Як и Ла. Производство этого двигателя и его модификации – РД-10Ф – было завершено в 1949 году.
   Годом раньше завод приступил к выпуску принципиально новых турбореактивных двигателей с центробежным компрессором – РД-45Ф, а затем и его модификации – ВК-1 и ВК-1Ф. Они устанавливались на истребители МиГ-15 и Миг-17, Су-15, Як-50, Ла-176 и Ла-200, бомбардировщики Ту-14, Ту-82 и Ил-28.
   С 1954 года завод серийно изготавливает турбореактивные двигатели РД-9Б конструкции А.А. Микулина с осевым компрессором – для истребителей
семейства МиГ-19. В историю отечественной авиации этот самолет вошел как первая серийная машина со сверхзвуковой скоростью полета. Одна из модификаций двигателя – РД-9Ф ставилась на истребитель-перехватчик Як-27. Двигатель РД-9Б и его модификации изготавливались на заводе вплоть до 1974 года.
   С 1954 года УМПО известно как изготовитель трансмиссий и агрегатов управления к вертолетам, в том числе к Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ка-27, Ка-32, Ми-6, Ми-10, Ми-26. 
  Впервые УМПО вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. С тех пор 49 стран эксплуатируют уфимские двигатели. Помимо поставок экспортной продукции, УМПО имеет опыт организации лицензионного производства за рубежом.

   Для самолетов-мишеней, беспилотных самолетов-разведчиков, крылатых ракет и ракет-мишеней с конца 1950 года на протяжении более чем 30 лет предприятие изготавливало короткоресурсные реактивные двигатели разработки С.А. Гаврилова – РД-9БК, РД-9БКР и семейства Р11-К – модификации двигателей типа РД-9Б и Р11-300, в эксплуатации выработавших полный срок службы. 
  В 1961 году для ВМФ начат выпуск турбореактивных двигателей КР-7-300 конструкции С.К. Туманского для крылатых ракет.
    В начале 80-х годов освоен выпуск семейства турбореактивных двигателей разработки С.А. Гаврилова КР-17 для беспилотного самолета-разведчика «Стриж» и КР21-300 для крылатых ракет. 
 
С 1958 по 1990 годы выпускались жидкостные ракетные двигатели более 25 моделей и модификаций: С2.720, С2.720М, С2.722В, С5.44, С5.83 и другие, которые устанавливались на зенитных управляемых ракетах класса «земля-воздух», морских ракетах класса «вода-вода», стартующих с корабля, ракетах «воздух-земля», сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.
  С 1962 года и на протяжении 25 лет Уфимский моторостроительный завод производил двигатели для семейства одного из самых массовых истребителей мира – МиГ-21: Р11Ф-300, Р13-300, Р-25300 и их модификации разработок С.К. Туманского, Н.Г. Мецхваришвили, К.Р. Хачатурова, С.А. Гаврилова обеспечивали высокие летно-технические характеристики самолетов Су-15 и МиГ-21. 
     В 1974 году заводом освоен выпуск турбореактивного двигателя с форсажной камерой Р29Б-300 конструкции К.Р. Хачатурова для истребителя-бомбардировщика МиГ-27, а годом позже – Р29-БС-300 для истребителя-перехватчика Су-22. Производство этих двигателей осуществлялось до конца восьмидесятых годов.
     С 1980 года объединение производит бесфорсажный турбореактивный двигатель Р95Ш разработки С.А. Гаврилова для войскового самолета-штурмовика Су-25. Усовершенствованный вариант – Р195 – обладает низким уровнем инфракрасного излучения. Этот двигатель выпускается объединением с 1988 года и стоит на Су-25 и восьми его модификациях. Штурмовики семейства Су-25 с двигателями Р95Ш и Р195 показали боевую живучесть и устойчивость в случаях серьезных повреждений, а двигатели признаны самыми надежными в своем классе, их наработка на отказ в 5-10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.
  Также объединение принимало участие в изготовлении деталей и узлов двигателей НК-25 и НК-32 разработки Н.Д. Кузнецова для дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М и стратегического ракетоносца Ту-160.
 

"Покоряя небо звуком"
 
С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для одного из лучших истребителей мира – многоцелевого Су-27. Модификация этого двигателя - АЛ-31ФП - оснащена поворотным реактивным соплом, придающим самолетам сверхманевренность. АЛ-31ФП - двигатель переходного поколения, предназначенный для истребителей Су-30. С 2001 года УМПО является единственным производителем подобного двигателя в серийном исполнении. 
  В 2000 году освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф.М. Муравченко для многопрофильного, многоцелевого реактивного самолета-амфибии Бе-200, а двигатель Д-436Т1 предназначен для самолета Ту-334. 
  С 2006 года в объединении осваивается серийное производство двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочного самолета HJT-36 в кооперации с ОАО «НПО «Сатурн».
  В 2010 году ОАО «УМПО» начало поставки двигателей поколения 4++ АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С по заключенному в 2009 году крупному долгосрочному контракту между ПАО «Компания «Сухой» и Министерством обороны России. В 2015 г. объединение в полном объеме выполнило обязательства по данному контракту.
  Постановлением Правительства Российской Федерации ОАО «УМПО» включено в состав предприятий, задействованных в производстве авиадвигателя пятого поколения. В 2010 году в воздух поднялся российский истребитель 5-го поколения ПАК ФА (Т-50) с двигателями, в создании которых приняло участие объединение. Знаменательно, что первый полет этот самолет совершил в том же году, когда УМПО отмечало свое 85-летие.
  Объединение полностью курирует программу «Перспективный двигатель для ПАК ФА», возглавляя созданный в 2011 году дивизион АО «ОДК» «Двигатели для боевой авиации». Разработкой изделия занимается Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки - филиал ОАО «УМПО» (г. Москва), испытания в рамках опытно-конструкторских работ осуществляет другой филиал предприятия - Лыткаринский машиностроительный завод.
  С 2012 года объединение готовит материально-техническую базу для производства и испытаний двигателя РД-33МК. Он устанавливается на истребители МиГ-29К/МиГ-29КУБ, МиГ29М/МиГ29М2, МиГ-29М ОВТ, МиГ-35/МиГ-35Д.
Диверсификация производства: новый этап
 
  С 1994 года объединение изготавливает наземный газотурбинный привод АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций, разработанный ОКБ им. Люльки на базе реактивного двухконтурного двигателя АЛ-31Ф. В 2014 году суммарная наработка АЛ-31СТ составила один миллион часов. Проект вышел на новый уровень после осуществления в 2012-2014 гг. программы повышения надежности двигателя. С 2014 года идет подготовка организации на базе АО «Уфа-Авиагаз» - дочерней компании ОАО «УМПО» - предприятия по сборке, ремонту и испытаниям АЛ-31СТ при участии ПАО «Газпром» и Правительства Республики Башкортостан.
  В 2009 году объединение начало работу по двум перспективным проектам. УМПО приступило к освоению деталей и сборочных единиц двигателя ПД-14 для отечественного гражданского самолета МС-21. В настоящее время объединение по составу кооперации производит более 30% ДСЕ этого двигателя.
  Также в 2009-м объединение вошло в состав кооперации по проекту импортозамещения вертолетных двигателей и начало подготовку производства компонентов ВК-2500. К 2015 г. организовано серийное производство закрепленных за УМПО по составу кооперации ДСЕ.
  C января 2016 года на основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "УМПО" переименовано в Публичное акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (ПАО "УМПО")
Карта сайта E-mail Главная страница