• +7 (347) 238-58-02

СМИ об УМПО апрель 2015

Журнал «Уфа», 04.2015 

Двигатель победы 

В годы войны в Уфу было эвакуировано более 100 промышленных предприятий, выпускавших широкую номенклатуру оборонной продукции. Однако наиболее значимой стала эвакуация Рыбинского моторостроительного завода, резко повысившая потенциал уфимского завода-дублера №384. С 1941 по 1945 год в Уфе было сделано более 40 тысяч авиадвигателей М-105 и ВК-107А, которыми оснащались основные типы фронтовых истребителей и бомбардировщиков. Не менее трети всех боевых самолетов и около половины истребителей, выпущенных в СССР в годы войны, были оснащены уфимскими моторами, а производство авиадвигателей, без сомнения, стало наиболее весомым вкладом Уфы в победу над Германией.

Создание Уфимского моторостроительного завода (ныне УМПО - один из ведущих мировых производителей двигателей для боевой авиации) началось в 1931 году, когда примерно в десяти километрах к северо-востоку от границы тогдашней Уфы началась подготовка площадки для строительства завода комбайновых моторов. В 1935 году была закончена постройка двух механических, инструментального, кузнечного и нескольких других цехов, после чего началось серийное производство двигателей для сельхозтехники. Однако мирный профиль предприятие сохраняло недолго. С началом Второй мировой войны стало ясно,  что Советский Союз не сможет остаться в стороне от разворачивающихся событий, идущих к глобальному противостоянию. В 1940 году Уфимский моторный завод (УМЗ), к тому времени уже имевший всё необходимое для выхода производства на полную мощность, был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству новейших на тот момент авиационных моторов 

М-105, которых до начала Великой Отечественной войны удалось собрать 675 штук.  

В эвакуации 

Лето 1941 года обернулось чередой тяжелейших поражений Советской армии. К осени немецкие войска окружили Ленинград и вышли на ближние подступы к Москве. Дальнейшее сопротивление было возможно лишь при условии немедленной эвакуации промышленных предприятий, которые могли быть захвачены врагом либо уничтожены ударами с воздуха. Одним из таких объектов стал оказавшийся вблизи линии фронта Рыбинский моторостроительный завод, в 1930-х годах выпускавший более половины всех советских авиационных моторов.    

В ночь на 16 октября 1941 года сотрудников завода вызвали на совещание, где довели информацию о срочной эвакуации в Уфу. На следующий день между цехами стали прокладывать железнодорожные рельсы. В стенах делали проемы, через них с помощью кранов выгружали оборудование. Завод эвакуировался полностью: оборудование, станки, собранные и полуготовые двигатели, рабочие, служащие, их семьи. Один из рыбинских инженеров вспоминал, что, когда перед отъездом  он в последний раз прошел по цехам, увидел голые стены: «Ни одной отопительной батареи, ни одного провода, ни одного винтика. Все свинтили вчистую!». 

И Рыбинский завод был не единственным эвакуированным в Уфу. Кроме него, в столицу Башкирии прибыли два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Подмосковья, проектное бюро ЦИАМ (Москва), а также Воронежское конструкторское бюро. Для лучшей координации и управления все эвакуированные предприятия, а также два уфимских завода, - моторный (384-й) и дизельный 

(336-й) были объединены, получив номер головного - 26-й. 

На новом месте 

После приезда в Уфу перед сотрудниками эвакуированных заводов встал вопрос обустройства на новом месте. Прежде всего, нужно было строить новые цеха и производственные помещения. Хотя на действующих промплощадках еще до войны  был создан неплохой задел, места для привезенного оборудования явно не хватало, и какое-то время часть станков работала в цехах, у которых не было стен и крыш.  

- Под открытым небом срочно делаем черновые полы и расставляем станки по плану будущих цехов, - вспоминал директор завода Василий Баландин. 

Но труднее всего пришлось людям. Только из Рыбинска в Уфу было эвакуировано около 50 тысяч человек – в основном заводчан и членов их семей, что составляло пятую часть довоенного населения башкирской столицы. Множество людей прибыло из Москвы, Ленинграда, других городов и областей – к концу 1941 года в Уфе было более 100 тысяч эвакуированных. В результате в городе возникла острая нехватка жилья. После уплотнения  на одного человека часто приходилось не более квадратного метра жилплощади. Когда все помещения были заняты, 6 тысяч человек с вновь прибывших эшелонов разместили в двух палаточных городках. Поскольку выполнение производственных планов во многом зависело от физического состояния рабочих и инженеров, 26-й завод начал обзаводиться инфраструктурой, необходимой для удовлетворения хотя бы минимальных бытовых потребностей.     

Уже к концу 1941 года в непосредственной близости от заводских корпусов было возведено 130 домов и бараков. Что самое главное, у моторостроителей появился  собственный хлебозавод, выпекавший 

42 тонны хлеба в сутки, еще три бани с пропускной способностью по 200 человек в час, новые столовые, обеспечившие минимально приемлемые  условия быта. Впоследствии при заводе был открыт даже так называемый стахановский магазин – отпускаемые сверх плана промтовары и продукты питания продавались в нем по специальным талонам, выдаваемым только передовикам производства.  

Война моторов 

Двигатель боевых самолетов – одно из самых высокотехнологичных и наукоемких изделий машиностроения. В период Второй мировой войны собственные авиамоторы могли производить лишь шесть стан: Германия, Англия, Франция, Япония, США и СССР. Причем в последнем собственное авиамоторостроение зародилось лишь немногим более десяти лет назад и базировалось в основном на иностранном оборудовании и разработках. Так, эвакуированный в Уфу Рыбинский завод в основном был укомплектован станками немецкого, американского и швейцарского производства, а выпускавшийся на нем двигатель М-105, ставший основным для советских истребителей в годы войны, был ничем иным как развитием французского мотора Испано-Сюиза (Hispano-Suiza), лицензия на производство которого была приобретена еще в первой половине 1930-х годов. В итоге советские авиамоторы, особенно в первый период войны, как правило, серьезно уступали немецким, английским или американским в таких показателях, как мощность и надежность, что отрицательно сказывалось на летных качествах боевых самолетов. По воспоминаниям пилотов, доходило до того, что из-за конструктивных недостатков двигатели М-105 во время работы выбрасывали масло, которое летело на стекло кабины, резко ухудшая обзор. В итоге техники ставили перед кабинами самодельные металлические уголки, что защищало фонарь пилота от масляных брызг, но снижало скорость полета. 

Объективные трудности 

Самой большой проблемой советского авиационного моторостроения военных лет был производственный брак, вызванный целым комплексом объективных и субъективных причин. С началом войны многие опытные рабочие ушли на фронт, а их место заняли женщины и дети, вынужденные ежедневно выполнять напряженный план. По данным архивов, в 1943 году более 45 процентов работников Уфимского моторостроительного завода составляла молодежь в возрасте до 23 лет. При этом более половины сотрудников имело стаж до 2 лет, и только у 16 процентов был пятилетний производственный опыт. Рабочая смена длилась по 12 часов, люди у станков часто недоедали, много сил отнимала дорога с завода в расположенный в нескольких километрах жилой сектор Уфы, порой занимавшая до 6 часов каждый день. Да и работать приходилось в плохо отапливаемых, а то и вообще не отапливаемых цехах, что, естественно, сказывалось на качестве и производительности труда.             

- Обычно приходилось замещать больных рабочих-расточников, - вспоминал сотрудник заводоуправления УМЗ С. Синенко. - Ноги в легких летних ботинках (других не было) в ночную смену мерзли. Тогда я их снимал, бегал по коридору в носках. Когда ноги отогреются, опять становился за станок. 

Второй негативный фактор был связан с эвакуацией предприятий и потерей стратегических ресурсов, оставшихся на оккупированных территориях. Заводчане были вынуждены импровизировать, применять всевозможные материалы-заменители, что не всегда давало нужный результат. В докладной записке за 1942 год сообщается, что наиболее узким местом Уфимского моторостроительного завода был литейный цех, где брак по основным деталям в отдельные месяцы доходил до 60 процентов. По итогам 42-го и большей части 1943 года отмечались сложности в работе не только литейного, но и кузнечного, а также термического цехов, вызванные несвоевременной поставкой или низким качеством производственных материалов, износом или поломкой оборудования, усугублявшегося отсутствием необходимых запасных частей.  

Качественный скачок 

Низкое качество и надежность выпускаемой техники были  характерны не только для авиапрома, но и всей советской промышленности первой половины войны. И как ни странно, на тот момент это не имело особого значения из-за высоких потерь. Если немецкий танк до момента уничтожения ходил в атаку в среднем 11 раз, то советский – всего 3. Дефекты техники просто не успевали проявляться до момента ее уничтожения в бою. Схожим образом дела обстояли и в авиации. Согласно приказу Сталина от 19 августа 1941 года, за выполнение 40 боевых вылетов на атаку наземных войск, летчик-истребитель представляется к высшей правительственной награде -  званию Героя Советского Союза, а первое поощрение начиналось уже после 5 вылетов на штурмовку. Но в начальный период войны большинство пилотов не успевало подняться в воздух и десять раз, погибая в первых же боях. Такая ситуация сохранялась в 1942-м и большей части 1943 года. К примеру, в наиболее напряженные дни Курской битвы одна потеря истребителя «Як», на которых в основном стояли уфимские двигатели, приходилась всего на 13 боевых вылетов.  

Однако во второй половине войны положение дел стало стремительно меняться.  Советская армия резко повысила свою боеспособность, противник же, наоборот, ослаб. В сражениях 1944 года одна потеря советского истребителя приходилась на 100 и более боевых вылетов, и надежность техники, прежде всего мотора, стала играть все более важную роль. Отвечая на запросы фронта, промышленность, к тому времени уже оправившаяся от шока эвакуации и решившая большую часть наиболее острых проблем, смогла выйти на качественно новый уровень работы. Благодаря накопленному опыту и оптимизации производства, начиная с 1943 года, УМЗ удалось резко повысить качество и производительность труда. 

В отчетных документах указывается, что брак в литейном цехе, в 1942 году доходивший до 60 процентов в месяц, год спустя удалось уменьшить на треть и тем самым сократить  убытки завода на полмиллиона рублей. В 1943 году благодаря оптимизации производства трудоемкость изготовления двигателя М-105ПФ удалось снизить на четверть: с 2100 до 1600 человеко-часов, а общий объем выпуска авиамоторов по итогам года вырос на 20 процентов.

Параллельно с увеличением производства и уменьшением брака инженеры УМЗ и  сотрудники размещенных в Уфе конструкторских бюро работали над устранением конструктивных недостатков серийных авиадвигателей, коих до сих пор оставалось немало. Согласно отчетам, только за 43-й год в конструкции 

М-105 ПФ удалось изжить 50 технических дефектов, каждый из которых мог привести к остановке двигателя в полете и гибели истребителя. 

На новом уровне 

На третий год войны советские инженеры смогли отойти от практики доработки зарубежных конструкций и создать несколько вариантов принципиально новых авиадвигателей во многом не уступающих, а в чем-то и превосходящих новейшие  образцы союзников и противника. 

В 1943 году в Уфе прошел успешные испытания новый мотор М-107А, который ставился на самый массовый советский истребитель второй половины войны - Як-9, сумевший по основным летным данным превзойти знаменитый германский «мессершмитт». Новое сердце «Яка» было на 450 лошадиных сил мощнее предшествующей модификации 

М-105 и имело большую высотность при меньшем расходе топлива. Оснащенный им опытный истребитель Як-9У смог разогнаться до 720 километров в час, что стало рекордом для советского самолета с поршневым мотором. 

При этом ресурс нового двигателя до первой переборки составлял 100 моточасов, что в целом соответствовало жизненному циклу советского истребителя второй половины войны, делавшего в среднем более ста боевых вылетов продолжительностью около часа. 

Успехи УМЗ в выполнении плана и освоении новой продукции были неоднократно отмечены руководством страны. В августе 1942-го моторостроителям завода № 26 впервые со времени эвакуации удалось перевыполнить план и получить переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. В дальнейшем завод завоевывал его еще 22 раза, а после Победы Знамя было оставлено в Уфе на вечное хранение.            

Нужно также отметить, что достигнутый в годы войны рост культуры производства и развитие собственной конструкторской школы создали условия для организации  серийного выпуска принципиально новых реактивных двигателей, которые сначала создавались на основе трофейных немецких и закупленных в Англии образцов, а затем стали разрабатываться своими силами, открыв новую эпоху в истории Уфимского моторостроительного завода.

Алексей ФАТЫХОВ

http://www.journal-ufa.ru/index.php?id=3780&num=161


Журнал «Уфа», 04.2015 

Рабочий момент 

Экономический кризис одним из первых чувствует рынок труда. В 2009 году, когда спад наблюдался во многих отраслях, в России возродилась практика оплачиваемых государством общественных работ, позволивших пережить неблагоприятный период. Сейчас в стране нет сильной волны безработицы, однако и спокойной ситуацию не назовешь. В прошлом году и первых месяцах этого года в республике и Уфе на многих предприятиях прошла оптимизация штатов, ряд производств перешли на неполный рабочий день, а в центрах занятости резко сократилось число вакансий. Пока рынок труда не вызывает особого беспокойства – большая часть уволенных сотрудников сумела найти новую работу, однако дальше все будет зависеть от состояния экономики и превентивных шагов со стороны государства.

В минувшем году ситуация на республиканском рынке труда характеризовалась как стабильная. Уровень общей безработицы снизился с 5,8% до 5,3%, регистрируемая осталась на уровне 2013 года. Показатели занятости в республике соответствовали среднероссийским значениям. Доля вакансий с зарплатой  выше прожиточного минимума составила 95% (в 2013-м – 90%). По официальным данным, в прошлом году в республике было уволено 12 тысяч человек, однако ровно половина из них нашла новую работу. 

<…>

Оптимистичный прогноз 

Несмотря на объективные трудности, падение курса рубля и объявленная в  России политика импортозамещения дает возможность как отдельным предприятиям, так и целым отраслям наращивать производство, что способствует  набору новых сотрудников. Увеличение  среднесписочной численности работающих в прошлом году отмечалось на  «УМПО» - 1625 человек, НПП «Буринтех» - 146 человек, Уфимский мясоконсервный  комбинат (118) и фанерный комбинат (174 человека) и целом ряде других производств, сумевших нарастить свои показатели.   

Как пояснили в Уфимской администрации, дирекции большей части городских промышленных предприятий, несмотря на все сложности, настроены весьма оптимистично. В первую очередь это относится к сфере  нефтедобычи, нефтепереработки и тем, кто обеспечивает их работу. Топливо и нефтехимия востребованы как на внешнем, так и на внутреннем рынке, и в ближайшее время снижение объемов производства здесь не планируется. Рост прогнозируется и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса за счет увеличения гособоронзаказа и реализации федеральных целевых программ. Учитывая, что доля этих отраслей в общем объеме промышленного производства Уфы составляет более 80%, можно предположить, что в 2015 году резкого снижения промышленного производства не произойдет, а значит, не будет и существенного сокращения штатов, более того, целый ряд предприятий наверняка продолжит прием новых сотрудников.  

Профессиональный 

подход 

Как ни странно, даже на фоне кризиса и роста числа безработных, серьезной проблемой развивающихся предприятий, особенно в сфере высокотехнологичного производства, остается дефицит квалифицированных кадров. 

- Работы много, завод большой, и мы нуждаемся в притоке свежих кадров, как рабочих, так и инженерных, - заявил заместитель управляющего директора ОАО «УМПО» 

Евгений Семивеличенко. – Однако престиж рабочих профессий среди молодежи в наши дни невысок. И даже с карьерой хорошего инженера далеко не все студенты технических вузов связывают свое будущее. Ситуация такова, что сегодня наш завод вынужден привлекать кадры из других регионов для работы вахтовым методом. А ведь раньше много десятков лет Уфа сама готовила всех необходимых нам специалистов. Кроме того, уровень средней зарплаты в ОАО «УМПО» составляет 34 тысячи рублей – выше, чем в целом по городу. И при всем этом хороших специалистов нам не хватает. Средний возраст работников предприятия у нас сегодня составляет 47 лет. Этот показатель лучше, чем на многих других предприятиях, но все же не мешало бы его немного «омолодить». 

<…>

http://www.journal-ufa.ru/index.php?id=3772&num=161

 

ИА «Башинформ» 08.04.2015

В Шакше будут собирать газогенераторы для нужд «Газпрома» 

Эльвира Латыпова

 На базе испытательного комплекса УМПО в уфимском микрорайоне Шакша планируется создать производственные площадки нового предприятия, которое будет заниматься производством, ремонтом и техобслуживанием двигателей АЛ-31СТ для газоперекачивающих агрегатов ОАО «Газпром». Испытательный стенд посетила рабочая группа по реализации этого проекта из числа представителей Правительства республики, «Газпрома», Газпромбанка, «Газпром трансгаз Уфа», а также УМПО и его дочерней компании «Уфа-АвиаГаз».

Как сообщили в пресс-службе УМПО, в настоящее время на стенде в Шакше проводятся эквивалентно-циклические испытания газогенератора АЛ-31СТ. В перспективе здесь планируется организовать также участки для сборки, приемосдаточных испытаний и ремонта.

На совещании рабочей группы, которое прошло под председательством вице-премьера Дмитрия Шаронова, подводились промежуточные итоги работы над проектом и обсуждались вопросы, связанные с планированием бизнеса вплоть до 2030 года. Рабочая группа приняла решение о доработке проекта бизнес-плана. Следующее совещание намечено на ближайшее время — апрель-май.

http://www.bashinform.ru/news/717785-v-shakshe-budut-sobirat-gazogeneratory-dlya-nuzhd-gazproma/

 

Business FM Уфа 13.04.2015

В Уфе появится новое предприятие по производству, ремонту и техническому обслуживанию двигателей

 

Планы его создания обсудили представители УМПО, Газпромбанка, правительства Башкирии, а также предприятий «Газпром» и «Газпром трансгаз Уфа». Предприятие будет создано на базе «Уфа-АвиаГаз». Производственные площадки разместятся в Шакше, где сейчас проходят испытания газогенератора для газоперекачивающих агрегатов «Газпрома».

http://bfmufa.ru/news/short/v-ufe-poyavitsya-novoe-predpriyatie-po.html


Авиатор 13.04.2015

УГАТУ-УМПО: В ОДНОЙ КОМАНДЕ 

Э.ГАНИЕВА

Впервые в нашем университете прошли масштабные Дни «ОАО «УМПО». 2 и 3 апреля были столь насыщены мероприятиями, что успеть везде побывать было непросто.Но с помощью студкоров нам это удалось. Читайте хронику событий.

2 апреля. Открытие. Встреча студентов и преподавателей с представителями объединения. С приветственным словом выступил и.о.ректора университета А.Н.Дегтярев. Как сказал Александр Николаевич, впервые он пришел на УМЗ (ныне УМПО) еще второкурсником на производственную практику, многие нашипрофессора тоже здесь начинали свою трудовую деятельность, работая токарями и фрезеровщиками. У УГАТУ и УМПО – общая история и славные традиции. Именно выпускники нашего вуза составляют костяк инженерно-научных кадров предприятия. В ближайших планах - создание на базе вечернего факультета университета при ОАО «УМПО» Института авиационных технологий, где будут готовить специалистов и проводить научные исследования для Объединенной двигателестроительной корпорации.

Заместитель управляющего директора – директор по персоналу В.М. Кислицин отметил, что в этом году объединение отмечает юбилей - 90 лет, но несмотря на солидный возраст, это инновационное предприятие, крупнейший производитель и разработчик авиационных двигателей в России.

Начальник отдела кадров Д.С.Занин добавил впечатляющие цифры: в объединении трудятся более 20 тысяч сотрудников, больше одной трети коллектива – молодежь в возрасте до 35 лет, на руководящих должностях - более 30 процентов молодых специалистов.

Далее к теме подключились представители отделов и служб предприятия и начался час вопросов-ответов. Студентов университета, авиационного техникума и уфимского лицея No 60 (кстати, между лицеем и УМПО подписано соглашение о социальном партнерстве и сотрудничестве в образовательной деятельности) интересовали возможности профессионального и карьерного роста, заработная плата молодого специалиста и социальные льготы.

Параллельно в фойе второго корпуса работали: ярмарка вакансий и выставка-продажа изделий хорошо известного в Уфе кондитерского цеха комбината питания No 1 предприятия «Общепит» УМПО.

Во второй половине дня состоялась форсайт-сессия. Команды студентов, преподавателей и молодых специалистов объединения должны были «бросить взгляд в будущее» и ответить, каким должен быть выпускник вуза, приходящий работать на производство, и каковы перспективы взаимодействия УГАТУ – УМПО. Вот впечатления зрителей и участников.

Доцент кафедры АД Б.К.ГАЛИМХАНОВ: «В целом, с мнениями всех команд я согласен. Это современные, креативные ответы на поставленные вопросы. Но не совсем одобряю предложение некотор-ых преподавателей о том, что после школы молодой человек должен сначала поработать, а потом начать учебу в вузе».

А.ГАРЕЕВА (ММ-419): «Идеи интересные. Обсуждение велось бурно и эмоционально. Любопытно было наблюдать, жаль, что не удалось поучаствовать. Команда студентов пораовала оригинальными и содержательными выступлениями».

В это же время шла бизнес-игра «Карьерный компас». Тридцать команд боролись за звание быть луч-шим виртуальным топ-менеджером на предприятии, которое занимается проектированием, серийным производством и техническим обслуживанием авиационных двигателей.

Рассказывает один из организаторов игры, аспирант каферы ФДОиЭБ Руслан КИДРАЧЕВ: «Это компьютерная игра в жанре экономической бизнес-стратегии. Побеждает та компания, которая наберет наибольший рейтинг - интегральный показатель, куда включены размер чистой прибыли, выручки, а также доля компании на рынке авиационных двигателей.

Игра разделена на 12 периодов, в каждом из которых игроку предлагалось принять решение о вложении денежных средств по пяти направлениям: проектирование, производство, техническое обслуживание АД, развитие технологии и персонала.

Стартовый капитал равен 150 тысяч у.е. Игроки принимали решение на основе отраслевых отчетов, прогнозов рынка, новостей, а также действий других компании. Всего в игре приняло участие около 60 студентов со всех факультетов нашего университета и школьники лицея No 60. Из-за большого количества желающих организаторы решили провести две параллельные игры». (Имена победителей читайте на сайте университета).

3 апреля. Второй день–фестивальный. Молодежные коллективы объединения и ДК«Моторостроитель» пели, танцевали, исполняли номера художественной гимнастики. Нашим студентам показали, чем сегодня живет молодежь предприятия: брейн-ринги, деловые игры, профессиональные конкурсы, отдых за городом и даже купание в проруби на Крещение! Молодежь УМПО живет и работает дружно.

Молодые лидеры объединения провели квест-игру «Мы – команда». Оказывается, выполнить задания квеста непросто, если вы «не один за всех, и все за одного». Наши студенты не остались в долгу, показав свою сплоченность! 


ГТРК Башкортостан15.04.2015

Уфимские двигатели для боевых самолетов пришли на помощь к поставщикам «Голубого топлива» 

Михаил Мирошниченко

Газотурбинные установки собраны на базе реактивного двигателя от СУ-27. Переделанные под гражданские нужды, они уже несколько лет используются в газопроводной системе по всей стране, зарекомендовав себя как надёжный и неприхотливый агрегат.

Несколько компьютеров, стенды с таблицами и схемами, монитор состояния. Так выглядит пульт испытательной площадки газотурбинной установки УМПО. Управление запусками и основные исследования производят именно здесь. Изделие, как называют его инженеры, находится в специальном боксе, через который звук снаружи практически не слышен. Прототипом установки стал реактивный двигатель, применяемый на боевых самолётах КБ "Сухой".  На данный момент проводится третий этап испытаний.

Назначенный ресурс по изделию – не менее семидесяти пяти тысяч часов работы. Нужды газового гиганта в среднем – от трёх с половиной до пяти тысяч в год. Турбина должна функционировать без сбоев, поэтому порой она подвергается исследованиям в достаточно жёстких условиях.

В случае нештатной ситуации турбина должна немедленно прекратить работу. Каждая аварийная остановка эквивалентна сотням часов эксплуатации. И чтобы избежать подобных проблем в реальных условиях проводятся такие испытания.

Строгие требования стандартов к ним остались прежними. Зато сильно поменялся сам процесс исследования и дефектовки. Раньше всё приходилось делать вручную, сейчас - полная автоматизация расчётов и вычислений. Испытателем Ринат Рафиков работает почти полвека. За это время ему довелось проследить эволюцию реактивных двигателей, от которых, по словам инженера, эта газотурбина особо ничем не отличается. Даже по звуку могу определить, где неисправность, говорит мужчина.

Заказчик таких установок – «Газпром». С УМПО сырьевой гигант сотрудничает более 20 лет. Сегодня турбины уфимского производства работают во многих регионах. И потребность в них увеличивается в связи с переоснащением и политикой импортозамещения.

Уфимские агрегаты работают в общей системе и сказать, сколько газа перекачивают именно они, невозможно. Что касается их производства, то в планах УМПО - организация участков сборки, приёмосдаточных испытаний и ремонта на базе данной площадки. 

https://www.youtube.com/watch?v=WLjQaHxxHbA


Администрация города Уфы 15.04. 2015

Калининцы стали обладателями почетного знака «Меценат года» 

В Администрации Уфы состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса «Меценат года». Торжество приурочили ко Дню мецената и благотворителя. В этом году лауреатами стали восемь предприятий и два физических лица, дипломантами – 17 организаций. В их числе - группа компаний «Радуга», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» и руководитель компании «Трал» Руслан Зинатуллин.

 Меценаты оказывают помощь детям, ветеранам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развивают массовый спорт.

К примеру, президенты группы компаний «Радуга» Алексей и Дмитрий Щербацкие становятся лауреатами третий год подряд. Они активно поддерживают благотворительные фонды, финансируют лечение детей, оказывают поддержку Калининскому району. В прошлом году благодаря их помощи в парке культуры и отдыха «Первомайский» построили многофункциональную спортивную площадку.

На протяжении многих лет ОАО «УМПО» поддерживает развитие детского спорта, финансирует хоккейные турниры «Золотая шайба» и «Кубок Инорса», соревнования по современному пятиборью. Благодаря моторостроителям в микрорайоне Инорс появился чудесный автогородок и несколько детских игровых комплексов. 

Еще один лауреат – Руслан Зинатуллин. Благодаря его помощи на улице Гвардейской в Шакше была возведена детская площадка. Сегодня он активно помогает в строительстве стелы памяти воинам, павшим на полях Великой Отечественной войны. Мемориал готовится к открытию 5 мая в д.Базилевка.

Также диплом за оказание благотворительной помощи в реализации общественно значимых проектов вручен группе компаний «Батыр». Организация помогает людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, - финансирует социальные столовые, где организовано горячее питание. 

https://ufacity.info/press/news/220967.html


Республика Башкортостан от 10.04.2015

Гвардейцы тыла

Рабочие уфимских заводов в годы войны трудились на пределе человеческих возможностей

 

Гумер МУХАМЕТДИНОВ

<…>

Уфимский мотор 

Перед коллективом моторостроительного завода Государственный комитет обороны поставил задачу освоить серийное производство двигателя ВК-107 для нового истребителя Як-3. Группа конструкторов во главе с В. Климовым разработала опытный образец мотора. Его мощность составляла 1 650 лошадиных сил вместо 1 260 двигателя ВК-105. К его освоению приступили, не снимая с производства старый мотор. Для этого требовалось овладеть новой технологией, обучить кадры. Менялась сама организация производства: было освоено более 60 поточных линий, что позволило перевести участки на почасовой график работы, сократить время на изготовление одного двигателя на 70 часов, высвободить 291 рабочего, 96 станков. Вместо технологии литья в землю стали применять кокильную. Внедрение пластмасс вместо цветных металлов дало экономию сотен тонн кобальта, никеля, вольфрама, большей частью поступавших по импорту. На заводе в результате модернизации заметно сократились затраты труда, снизилась себестоимость продукции, выросла производительность.

Моторостроители собственными силами запроектировали и изготовили более 50 специальных станков, около 500 приспособлений и инструментов. Широкое распространение получили стахановские школы. Новатор на рабочем месте показывал свои приемы работы, а теоретическую часть занятий вел прикрепленный к школе инженер или техник.

С мотором ВК-107 истребитель Як-3 мог развивать скорость 720 км в час, что делало его менее уязвимым в воздушных боях. В дальнейшем завод приступил к освоению двигателя ВК-108, еще более мощного по своим техническим данным.

Благодаря в том числе и усилиям уфимцев советская авиация завоевала господство в воздухе. Американский журнал Foreign affairs («Внешняя политика») отмечал в те дни: «Прогрессивность развития советской военной авиации была недавно продемонстрирована новыми моделями, выпущенными весной 1943 года: «Яки», новые штурмовые бомбардировщики «Ильюшин-4», новые тяжелые бомбардировщики четырехмоторные «ТБ-7», пикирующие бомбардировщики «Петляков-2». Хотя в течение долгого времени красные воздушные силы были менее многочисленны, чем германские, но они редко бывали хуже по качеству».

Заводчане за годы войны выпустили 97 тыс. авиадвигателей. Уфимский мотор стоял на каждом четвертом советском боевом самолете. Моторостроительный завод был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. <…>

http://www.resbash.ru/stat/2/7462

 

Коммерсант 21.04.2015

Пермский «Авиадвигатель» будет создавать ГТУ по заказу Газпрома вместе с УМПО и НПП «Мотор»

ОАО «Авиадвигатель» (Пермь) будет создавать газотурбинную установку ГТУ-32П по заказу ОАО «Газпром» в кооперации с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) и НПП «Мотор» (Уфа), сообщила пресс-служба пермской компании.

В частности, НПП «Мотор» будет проектировать силовую турбину, а также детали и сборочные единицы компрессора низкого давления. Серийное производство этих узлов предполагается наладить на базе УМПО. «Авиадвигатель» выступит в качестве генерального конструктора установки.

Как сообщалось, «Авиадвигатель» выиграл тендер «Газпрома» на разработку газотурбинной установки мощностью от 34 до 40 МВт. Провести испытания ГТУ планируется в 2017 году, начать продажи - в 2018 году. По предварительным планам, «Газпром» в ближайшие 10 лет намерен закупить до 200 таких ГТУ.

«Авиадвигатель» разрабатывает двигатели для гражданской и военной авиации, а также промышленные газотурбинные установки и электростанции на их базе.

УМПО - один из крупнейших производителей авиационных двигателей в РФ. Основными видами деятельности УМПО являются производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники.

НПП «Мотор» - двигателестроительное предприятие и конструкторское бюро.

Все компании входят в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» - 100%-ной специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «Оборонпром» по управлению двигателестроительными активами.

http://www.kommersant.ru/doc/2712980

 

Деловой ежедневник «На стол руководителю» 22.04.2015

Башкортостанское РО присоединилось к Всероссийской акции «Открытый урок»

 

В Уфе в рамках Всероссийской акции «Открытый урок» в МБОУ Лицей №60 по инициативе Башкортостанского регионального отделения Союза машиностроителей России состоялся урок «И помнит мир спасенный…», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Главная цель урока – познакомить молодое поколение с трудовыми подвигами тружеников тыла в годы Великой отечественной войны. Акция, инициированная Союзом машиностроителей России, пройдет также в 68 региональных отделениях Союза.

Почетными гостями мероприятия, проводимого в лицее №60, стали Первый заместитель Председателя Башкортостанского регионального отделения СоюзМаш России, Председатель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Евгений Семивеличенко, руководитель аппарата отделения Союза Наталья Козлова. К ученикам 10-х классов с рассказом о значимых страницах истории одного из ведущих предприятий России «Уфимского моторостроительного производственного объединения» обратился директор учебного заведения Дмитрий Винокуров. Он напомнил ребятам о сложных и трагических днях строительства завода, который был основан на базе эвакуированного Рыбинского машиностроительного завода. Ученики вспомнили имена Героев труда – директоров завода В.П.Баландина и М.А.Ферина, которые сыграли огромную роль в становлении и развитии отечественного авиационного моторостроения.

Об истории многих других эвакуированных в Уфу во время войны предприятий рассказала школьникам руководитель аппарата Башкортостанского РО Союза машиностроителей России Наталья Козлова. Более 40 промышленных предприятий было эвакуировано в Уфу в 1941-1942гг, среди них Ржевский завод авиационной промышленности ( ныне УАПО «Гидравлика»), Московский завод №161 (в настоящее время «УАПО»), Запорожский паровозоремонтный завод (теперь «Уфимский тепловозоремонтный завод»). Наталья Козлова обратила внимание ребят на то, что и сегодня эти предприятия работают и выпускают продукцию.

Первый заместитель Председателя Башкортостанского регионального отделения СоюзМаш России, Председатель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Евгений Семивеличенко рассказал учащимся лицея о настоящем дне ОАО «УМПО», о перспективах развития авиационного моторостроения. Евгений Семивеличенко поздравил ребят с предстоящим Праздником Победы и обратился к школьникам с призывом не забывать трагических страниц истории войны, чтобы передать память о тех годах своим детям и внукам. 

http://www.nastol.ru/Go/ViewNews?id=38433

 

Администрация города Уфы 22.04.2015

В лицее №60 председателю городского Совета Уфы продемонстрировали полноразмерный макет первого советского танка 

В уфимских школах состоялись открытые уроки по вопросам местного самоуправления. В лицее №60 в Инорсе занятие было посвящено вкладу уфимских моторостроителей в Победу в Великой Отечественной войне.

Учителями выступили председатель городского Совета, заместитель управляющего директора ОАО «УМПО» Евгений Семивеличенко, руководитель аппарата регионального отделения «Союз машиностроителей России» Наталья Козлова и директор лицея Дмитрий Винокуров.

Лицеисты начали удивлять высоких гостей «с порога». Под руководством учителя технологии Валерия Челышева в лицее был создан полноразмерный макет первого советского танка МС-1. Учащиеся пятого класса – «водитель» и «стрелок», показали основные возможности машины: ход, поворот башни, стрельбу из 37-мм пушки. С юных лет учащиеся лицея готовят себя к трудовой деятельности в оборонном секторе промышленности.

Затем состоялся урок, на котором учащимся была представлена информация о предприятиях, эвакуированных в Уфу в годы Великой Отечественной войны. Лицеисты – учащиеся авиационного класса показали отменные знания истории микрорайона и объединения.

Основным совместным выводом, сделанном на уроке, стало признание огромного вклада, который внесли в дело Победы десятки тысяч эвакуированных в Уфу жителей Рыбинска, Москвы, Ленинграда, Воронежа. В лицее проводится большая подготовительная работа к празднованию 70-летнего юбилея, создана мемориальная экспозиция «Наши родственники, ковавшие Великую Победу».

А в школе №87 в рамках Дня местного самоуправления открытый урок провел депутат городского Совета Николай Герасимов. Ребята ознакомились со структурой органов местного самоуправления в Уфе, узнали о компетенции Совета, формировании и исполнении его бюджета. Николай Михайлович рассказал ребятам о деятельности депутатского корпуса по решению актуальных проблем города (санитарное состояние, строительство и ремонт инженерных коммуникаций, сохранение памятников архитектуры и культуры, строительство и реконструкция дорог и дворовых территорий, обеспечение пожарной безопасности). 

http://ufacity.info/press/news/192425.html

 

Вечерняя Уфа 22.04.2015

Свет в окне как повод для улыбки 

Ирина НУРИМАНШИНА.

Жители Новосибирска придумали оригинальный ход на 23 февраля - ровно в восемь вечера на фасаде одного из домов зажглась надпись "Россия", составленная из светящихся окон. Одиннадцатиклассники из гимназии №121 вдохновились идеей новосибирцев и предложили свой вариант - 9 мая зажечь на фасаде здания (а именно - дома по адресу: Трамвайная, 34) цифру "70". Ветеранов и уфимцев праздничное преображение наверняка и порадует, и удивит.

О своей задумке они рассказали во время открытого урока, посвященного местному самоуправлению, который вела учительница истории Лариса Нематова (и данная тема выбрана не случайно - напомним: вчера, 21 апреля, отмечался День местного самоуправления). По доброй традиции в мероприятии принимал участие глава Совета городского округа город Уфа РБ Евгений Семивеличенко. Урок получился не совсем обычный - одиннадцатиклассников ждала увлекательная деловая игра под названием "Я - депутат местного самоуправления". Старшеклассники разработали проекты предложений по благоустройству микрорайона Инорс и представили их на суд своих одноклассников, которые в тот день были и не школьниками вовсе, а депутатами.

Одна из инициатив как раз касалась цифры "70" из огоньков на фасаде жилого дома. Евгений Александрович оценил задумку, но отметил, что потребуется много временных и трудовых затрат, тем более, кто-то из собственников жилья может быть и против. И жильцов можно понять - все-таки за электричество люди платят из своего кармана. Евгений Семивеличенко предложил подключить к проекту членов Молодежной общественной палаты при Совете городского округа город Уфа РБ - у них побольше опыта в организации различных мероприятий.

- Или давайте рассмотрим административное здание с одним собственником, что более реально. Могу, к примеру, предложить УМПО на Ферина, 2. Конечно, все нужно просчитать. Так что если заинтересуетесь, то ждем ваших обращений, - сказал Евгений Семивеличенко. Еще одна работа была посвящена названию улиц Инорса. Школьники даже провели небольшой опрос среди одноклассников и учителей. Одни предлагали присваивать улицам именами известных земляков, другие останавливались на поэтичных словосочетаниях, типа "улица Счастья", "Благосостояния". Сами же юные депутаты предложили назвать одну из улиц в честь нашего земляка, всемирно известного скрипача и дирижера, видного общественного деятеля Владимира Спивакова. Также школьные депутаты представили масштабный проект строительства семиэтажного культурно-развлекательного комплекса в Инорсе, нехватку которого так остро ощущают жители микрорайона. Правда, суммы назывались астрономические, и парламентарии-одиннадцатиклассники отложили возведение нового здания на неопределенный срок, пообещав подумать над снижением его стоимости. Затратным получился и проект "Дом, в котором я живу" - школьники хотели расширить зону парковки (территория здания позволяет), разбить клумбы, установить лавочки и снять поднадоевшую всем рекламу одного из питейных заведений.

- С удивлением для себя отметил, что школьники угадали с заседанием комиссии - примерно на 90 процентов все так и происходит, - поделился в ходе урока Евгений Семивеличенко. - В общей сложности было представлено четыре темы, и, как часто бывает, прошли в первую очередь те, где меньше финансовых затрат. Мы все с вами знаем, что наш город живет, развивается, существует в пределах бюджетов, которые мы утвердили.

В тот день школьники имели возможность задать вопросы председателю Горсовета. Логично, что один из них был посвящен Единому государственному экзамену, он у нынешних одиннадцатиклассников на носу. Ребята поинтересовались отношением Евгения Александровича к нынешней процедуре проверки знаний.

- Ничего не могу сказать про ЕГЭ, так как сдавал привычные для меня экзамены по билетам. А специально данный вопрос я не изучал, - сказал Евгений Александрович. - Но как первый заместитель руководителя Союза машиностроителей Республики Башкортостан не могу не отметить, что высшее образование, которое получают нынешние студенты, не удовлетворяет наши ожидания. К тому же в этом году мы ждем первый выпуск бакалавров, проучившихся четыре года. И кто придет на промышленные объекты, с какой подготовкой - эти вопросы вызывают серьезное беспокойство. Единый экзамен - это одна из форм проверки знаний, надо готовиться, учить.

Один из вопросов был посвящен строительству социальных объектов. Евгений Семивеличенко особо остановился на масштабном проекте, который включает в себя общеобразовательную школу, дошкольное учреждение и большой спортивный зал. Напомним, многофункциональное здание возводят взамен старой школы № 51, которую признали технически непригодной к дальнейшей эксплуатации. Ее реконструкция обошлась бы дороже нового строительства.

Один из школьников поинтересовался также: что является самым важным в работе депутата? - Самое главное, на мой взгляд, - исполнить те обещания, которые давал. И не важно, о депутате какого уровня идет речь, Городского совета или Курултая, - заявил Евгений Александрович. – В любом случае необходимо добиться результатов.

Евгений Семивеличенко отметил во время общения с журналистами, что открытые уроки с участием представителей депутатского корпуса проводятся на регулярной основе. И дети благодаря этому уже со школьной скамьи понимают и привыкают к мысли, что будущее находится в их руках.

http://vechufa.ru/education/5602-svet-v-okne-kak-povod-dlya-ulybki.html

 

Горобзор.ру 23.04.2015

Первые лица Уфы: стабильность в делах и рейтингах 

В мартовском медиарейтинге первых лиц столиц субъектов ПФО Ирек Ялалов сохранил 7 место, у Евгения Семивеличенко 9 позиция (+1), сообщили ГОРОБОР.РУ в компании «Медиалогия».<…>

Деятельность председателя уфимского Горсовета Евгения Семивеличенко в прошлом месяце оказалась более медиарезультативной - его медиаиндекс подрос с 33,78 в феврале до 106,44 в марте.

Являясь одновременно заместителем управляющего директора ОАО «УМПО», Евгений Семивеличенко посетил предприятие с депутатами-коллегами, чтобы те ознакомились с работой завода и в дальнейшем в своих округах повышали престиж рабочих профессий в глазах молодёжи. Главный столичный депутат посетовал, что УМПО сегодня вынужден привлекать кадры из других регионов для работы вахтовым методом.

Также в марте Евгений Семивеличенко наградил отличившихся жителей Уфы. Такие награждения, по его словам, стимул для тех, кто идёт на смену ветеранам: «Люди должны видеть, что достойный труд не остаётся незамеченным».

Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», включающей более 24 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ.

http://www.gorobzor.ru/newsline/novosti-politiki/pervye-lica-ufy-stabilnost-v-delah-i-reytingah-23-04-2015


АвиаПорт.Ru, 24.04.2015

ОДК делится опытом внедрения системы бережливого производства 

Объединенная двигателестроительная корпорация, успешно осваивающая применение lean-технологий на своих предприятиях, передает накопленный опыт оптимизации производственных систем другим холдингам Госкорпорации Ростех.

Головное предприятие дивизиона ОДК «Двигатели для боевой авиации» — Уфимское моторостроительное производственное объединение — провело обучение специалистов АО «НПО «Высокоточные комплексы» основам «бережливого производства» — комплексной программы, направленной на сокращение потерь и повышение эффективности труда.

В рамках учебного курса, разработанного специалистами УМПО, сотрудники АО «НПО «Высокоточные комплексы» получили представление о таких инструментах «бережливого производства» как системы «5S» и «точно вовремя», быстрая переналадка (Single-Minute Exchange of Dies — SMED), а также метод организации эффективной работы с качеством «6 сигм». Впервые обучение по развитию производственной системы (РПС) имело столь обширную программу: гости УМПО не только получили теоретическую информацию, но и смогли увидеть, как принципы «бережливого производства» применены на практике — в цехах объединения.

В самом УМПО система бережливого производства осваивается с 2008 года и уже приносит реальные результаты. Только за последние три года применение lean-технологий позволило предприятию сэкономить более 80 млн рублей, из них более 30 млн рублей — благодаря реализации проектов в цехах по инициативе отдельных рабочих групп, и более 35 млн рублей — благодаря внедрению предложений работников по повышению качества продукции и рационализаторских предложений.

«В 2013 году на базе УМПО состоялась конференция Госкорпорации Ростех, посвященная развитию производственной системы. Тогда многие предприятия заинтересовались нашими наработками в этой области, — рассказал и.о. начальника управления по развитию производственной системы ОАО «УМПО» Сергей Инуков. — По нашему примеру компании начали внедрение ключевых принципов «бережливого производства». Группа компаний АО «НПО «Высокоточные комплексы», находясь на стадии внедрения пилотных проектов в области lean, обратилась к специалистам УМПО за опытом. Результатом стала организация недельного обучения для 20 работников холдинга».

«Семинар для нас — актуальный и крайне полезный, — поделился впечатлениями старший мастер ОАО «Сигнал» (предприятие холдинга АО «НПО «Высокоточные комплексы») Андрей Лошкарев. — Сегодня с ростом объема заказов просто необходимо вставать на новые рельсы работы, а «бережливое производство» является ключом к решению многих организационных проблем».

«УМПО является флагманом Объединенной двигателестроительной корпорации по освоению бережливого производства, что подтверждается ежегодной оценкой, которую мы традиционно проводим в конце календарного года, — отметил заместитель генерального директора АО «ОДК» по качеству и инновационному развитию Дмитрий Колодяжный. — Проведение подобных семинаров для представителей разных компаний на базе нашего уфимского предприятия может стать регулярной практикой и будет способствовать повышению эффективности работы компаний, выпускающих высокотехнологичную продукцию».

В ходе семинара специалисты УМПО также поделились с партнерами опытом по работе с персоналом. Гостей ознакомили с проектом Школы кадрового резерва и методами нематериального мотивирования сотрудников. Все разработки УМПО как по бережливому производству, так и по работе с персоналом являются «ноу-хау» предприятия.

СПРАВКА

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший производитель авиационных двигателей в России. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2013 году составила 158.9 млрд рублей.

АО «НПО «Высокоточные комплексы» (входит в Госкорпорацию Ростех) образовано в 2009 году с целью консолидации научно-технического потенциала группы профильных предприятий для создания на основе инноваций и технологической модернизации существующей производственной базы перспективных вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий.

Государственная корпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 — в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей, чистая прибыль — 40 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.

http://www.aviaport.ru/digest/2015/04/24/337351.html

 

Авиатранспортное обозрение 29.04.2015

Двигатели для МС-21 

Выкатка первого опытного экземпляра нового ближнесреднемагистрального самолета МС-21 запланирована на декабрь текущего года. Очевидно, что к этому моменту у самолета должны быть двигатели.

<…>

Одновременно с программой испытаний идет освоение серийного производства нового двигателя. В январе на Пермском моторном заводе (ПМЗ), где оно будет развернуто, был впервые полностью собран газогенератор двигателя ПД-14. На ПМЗ для него была изготовлена статорная часть компрессора высокого давления, камера сгорания и турбина высокого давления; Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) поставило разделительный корпус из титанового сплава и ротор компрессора высокого давления, а НПЦГ "Салют" — центральный привод. Кроме упомянутых предприятий в кооперации по изготовлению нового двигателя задействованы пермские компании "Авиадвигатель" и "СТАР", рыбинское НПО "Сатурн", "Металлист-Самара" и др.<…>